Разговор о высоком разрешении

imageВ одном старом споре знакомый печатник утверждал, что есть формула, по которой рассчитывается необходимое разрешение, исходя из дистанции просмотра. Но назвать ее не смог. И впоследствии она мне тоже не попадалась. Но вот буквально недавно встретился интересный англоязычный материал. Подкупило в нем то, что это не перемалывание в ступе числа пикселов на единицу поверхности, а разговор о количестве визуально воспринимаемой информации.

Начнем с известного. Чаще всего мы встречаемся с обозначением разрешения в точках на дюйм (25,4 мм). То есть, при разрешении 600х600 dpi, в квадратном миллиметре окажется максимум 600*600/(25,4*25,4)=558 точек. imageНемало правда. Вы представьте себе линию толщиной в 1 мм (она схематически представлена на первом рисунке). В этом миниквадрате со стороной 1 мм две точки, по вертикали и горизонтали, будут находится на расстоянии 0,042mm (42µm). Много это или мало? Все зависит от наблюдателя и особенно его положения относительно печатного объекта. Глаза, как известно, — это открытый участок мозга, и входящий поток информации интерпретируется нейронами.
Чем же характеризуется наше «устройство ввода». Как правило, глаза имеют угловое разрешение в ~ 0,3 mrad, или 0,017°. При таких показателях человек с нормальным зрением сможет четко видеть линию в 1 мм с расстояния до 3 м. С ростом расстояния (4 м и более), это не будет возможным. Конечно, влияют и другие параметры, такие как светлота и цвет (глаз отличает неоднородная чувствительность в отношении к спектру цветов).

Посмотрите на старый добрый «Ситроен» красного цвета в различном разрешении. Интереса ради отойдите от экрана метра на два – на три.

Разговор о высоком разрешении

Скорее всего вы заметили, что по мере удаления различия теряются – мы достигаем пределов положенных глазу угловым разрешением. То, что имеет значение в полуметре, с трех метров уже не важно.

imageВ таблице приводятся расстояния и соответствующая разрешающая способность, при которых мы (с нормальным зрением: по-русски – «единица») не смогли бы отличить печатные точки.
Пока вроде бы ничего необычного. То, что картинка, напечатанная с высоким разрешением, даст глазу максимальную визуальную информацию, ясно без доказательств. И если мы предполагаем, что изображение может рассматриваться с близкого расстояния, споров о необходимости высокого разрешения быть не может. И вполне вероятно, что вскоре мы уже будем говорить о миллионах точек на дюйм, поддерживая пример фотокамер, которые оперируют мегапикселями (даже в смартфон засунули 41-мегапиксельный сенсор).

Низкое разрешение печати может привести к обеднению цветов, высокое – к искажению. Но при грамотном управлении цветом возможности необозримы. Увеличивая число точек на поверхности, мы будем увеличивать количество комбинаций основных цветов (голубой, пурпурный, желтый и черный, и, возможно, светлые тона или даже оранжевый и фиолетовый), и тем самым увеличивать количество печатаемых цветов. Хотя тут тоже есть вопросы: а куда больше. Многие цифровые устройства уже подошли к порогу восприятия цвета человеком — около 10 миллионов цветов (называются и более низкие цифры – в спецлитературе нет однозначного ответа), притом, что в настоящее время кодируются 16 миллионов цветов (в 24 бит) или даже 4,2 млрд цветов (32 бит). Печатная отрасль должна следовать за развитием цифровых изображений, но сначала нужно решить возникающие проблемы, например с точностью позиционирования капли.

Цель развития печати высокого разрешения – оспорить достижения даже не офсета, а фотографии. Помните, мы говорили про расстояние при 600 точках? При 1000 dpi оно составляет уже 25,4 µm. А вот при вдвое более высоком разрешении 1200 dpi уменьшается уже не вдвое – 21,2 µm. При 1400 dpi – 18 µm. Тоже не предел. А ведь для истинных 1400 dpi нужна капля объемом 7 pl (пиколитр – это одна тысячная от одной миллиардной доли литра). Будут меньше капли – будут мегаразрешения. Вот только с 3 метров это все равно не нужно.






 

Вход

Забыли пароль?