Лакирование — не маникюр

image Иногда полезно обращаться к документам прошлого, пусть и недавнего. В моем случае на глаза попалась статья 5-летней данности – обзор оборудования для ламинирования. В разделе о жидкостных широкоформатных ламинаторах отмечалось, что в России, несмотря на интерес, установлены менее 5 аппаратов и бума продаж не предвидится.

Чем греет печатников идея лакирования понятно. Не нужно заправлять защитный материал – лак распыляется и раскатывается валами для обеспечения однородности толщины. Себестоимость квадратного метра ниже, защитный слой потенциально может быть толще 250 мкм, которые дают пленки, только придется решить проблему выравнивания толщины.
В свое время подобное оборудование установили несколько крупных компаний, таких как «Витрина А» и «Фарбис». Тем, кто имел дело с меньшими объемами изображений лакираторы просто ни к чему. Уже тогда серьезные модели спокойно выдавали скорость 5-6 м/мин при популярной ширине 1,6 м, что составляет 480-576 м2/ч. Да никакому солвентному принтеру не загрузить такой аппарат. А значит экономическая целесообразность – нулевая. И низкая себестоимость квадратного метра теряет свою привлекательность. Амортизация съест больше.
image Закономерно, что интерес к жидкостному ламинированию спал, хотя в большой полиграфии – офсете и трафарете — от лака никогда не отказывались. У тех, кто занят струйной печатью, новый всплеск интереса совпал с распространением УФ-принтеров. Опять таки причиной стала сама технологическая возможность, а не экономическая целесообразность. Есть УФ-лак. Его можно лить через дюзы. Есть лампы, которые его отвердят. Это можно делать одновременно с печатью. Казалось бы – красота, но на практике из двух сотен установленных принтеров опция лака востребована в единицах – число примеров близко к статистической погрешности, т.е. может не приниматься во внимание.
image Судя по сообщениям на форумах печатникам кажутся куда более привлекательными такие незатейливые решения как пульверизатор или кисть. Хотя они явно не технологичные, по крайней мере уж точно, не поточные. Лакирование превращается в маникюр.
Сейчас и в цифровую широкоформатную печать помимо «эксклюзивной продукции» входит понятие «тираж». УФ-печать претендует на замену сольвента в печати на гибких носителях и трафарета в печати на жестких материалах. А это в итоге значит – сотни квадратных метров.
О некоем жидкостном решении для широкоформатных аппаратов пока печатники только мечтают. Если оглянуться на рынок, то его лидеры – GMP и SEAL не особо озабочены широкоформатными лакираторами. Кто бы мог взять на себя эту заботу кроме них – если только те, кто делает лакировальные секции для офсетных или даже для трафаретных машин.
Даже на прошедшей FESPA среди новинок большее место занимают горячие и холодные пленочные ламинаторы. Они совершенствуются в плане дизайна и удобства. Скорость остается примерно той же, что и 5 лет назад: 5 м/мин хватает за глаза, тем, кому нужно больше, есть 7 м/мин. В связи с появлением необходимости ламинировать толстые листы с изображением нанесенным УФ-печатью, увеличена максимальная толщина материалов. Средства разработчиков-производителей вкладываются именно в эти решения. Значит пока жидкостное ламинирование не заменит пленочное в широком формате.






 

Вход

Забыли пароль?