Пока мировая индустрия бурлит идеями о развитии цифровых технологий печати на ткани, в рекламной индустрии чуть ли самыми востребовании остаются флаги, флажки, вымпелы и т.п. В связи с этим основной рекламный текстиль – полиэстровая ткань.
Синтетические ткани начали активно применяться в рекламе около десяти лет назад. Они не стали заменой виниловому баннеру, хотя и обладают куда более привлекательными характеристиками легкости и прочности. Достаточно широк диапазон рабочих температур (–25 до +60С). Флаговая сетка пропускает несильные порывы ветра. Немаловажен и внешний вид – не всякий баннер повесишь в интерьере, а ткань – пожалуйста.
Полиэстровые ткани относят к текстилю, т.е. полотно получено переплетением продольных (основа) и поперечных (уток) нитей. Синтетическое полимерное волокно изготовлено из полиэтилентерефталата. Данные материалы различаются по плотности (весу), толщине полиэстровой нити, покрытию и наличию подложки.
Если посмотреть данные по материалам различных производителей, видно, что плотность может отличаться в разы:
- 45–75 г/м2 – искусственный шифон и шелк, полупрозрачные ткани, пригодные только для интерьерного использования;
- 75–90 г/м2 – искусственный шелк и флаговая сетка, для интерьерного использования;
- 90–130 г/м2 – флаговая ткань высокой прочности для интерьерной и наружной рекламы.
Более плотные материалы относятся уже к холстам, о которых мы поговорим в отдельной статье.
Толщина ткани составляет около 0,1–0,7 мм. Плотность и толщина нити – взаимосвязанные параметры которые описываются единицами как tex и денье. В свое время кто-то из специалистов приводил мне такую формулу
1 tex = 1 г/1000 м нити = 9 денье.
В случае струйной печати по флаговой сетке изображение с лицевой стороны проступит на изнанке почти на 95%. Чем плотнее ткань, тем меньше это проступание.
Синтетическая ткань без дополнительного покрытия пригодна лишь для нанесения изображения методом термопереноса. Благодаря специальному покрытию обеспечивается достаточно быстрое высыхание чернил на поверхности полотна без растекания капли. От качества этого покрытия может зависеть яркость и долговечность изображения. Струйная печать осуществляется чернилами различных типов на соответствующем оборудовании:
- дисперсными (те же, что используются в технологии термопереноса);
- водными на основе красителя (с учетом нежелательности последующего контакта изображения с водой: стирки, дождя и т.п.);
- водными на основе пигмента (не рекомендуется из-за увеличенного времени высыхания отпечатка);
- экосольвентными сольвентными УФ-отверждаемыми (на практике используется не часто, обязательно требует специального покрытия).
Для печати на неспециализированных аппаратах можно использовать разновидности ткани с отсоединяемой подложкой – чернила, просачивающиеся через ткань не марают оборотную сторону. Подложка также позволяет минимизировать перекосы и деформации ткани в процессе печати.
Просмотрев сегодня ассортимент предложений по ткани на российском рынке сложилось ощущение, что до кризиса марок было больше.
Сегодня из европейцев предлагаются немецкие 3P InkJet Textiles и A. Berger, французская Dyna Get. Производителей из Ю.Кореи идентифицировать не удалось, что достаточно странно – на российском было как минимум два производителя. Из российских предложений флаговую ткань предлагает предприятие «Павлово-Посадский шелк» (правда слышать отзывы пользователей не приходилось). Вообще есть ряд марок, в которых страна происхождения не ясна. Например большой ассортимент предлагает компаний «Текстэль», при этом происхождение конкретных позиций не указано. Такая позиция вполне соответствует сегодняшнему духу времени: реальное качество и цена оказываются важнее брендов.
Флаговая сетка плотностью до 90 г стоит порядка 60-100 рубл./м2. Флаговая ткань плотностью 110 г в большинстве случаев обойдется в среднем в 72 рубл/м2. Хотя европейский аналог предлагают и за 120 рубл. Ткань с подложкой дороже в 1,5 и более раз. Примечательно, что эти расценки успешно конкурируют с ценами на баннеры, которые мы обозревали недавно. Если бы еще была одинаковой технология печати, баннер проиграл бы.