Цифровая фотография сейчас бесспорный лидер среди профессионалов и любителей. Связано это не в последнюю очередь с легкостью, доступностью и дешевизной процесса. Но мало кто даже среди профессионалов знает о том, что до цифры были уникальные технологии, с помощью которых можно получать неповторимые снимки. Дагреотипия, калотипия, цианотипия, мокро-коллоидный процесс – все эти таинственные слова – названия фотопроцессов. О том, как и где родилась фотография, кто были ее крестными отцами и родителями, об исторических технологиях фотопечати – эта статья.
Камера обскура – темное помещение с отверстием в одной стенке – самый древний прототип фотопроцесса. Изображение в ней проецировалось через отверстие на одну из стенок, и средневековые художники пользовались этим, чтобы обрисовать контуры проецируемого изображения. Но камера обскура, все же, ближе к живописи, нежели к фотографии.
Принято считать, что первое фотоизображение ( знаменитый «Вид из Окна») получил в 1825 году француз Жозеф Нисфер Ньепс. Он сделал его на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, и зафиксировал маслами.
Далее в 1839 году сразу два исследователя объявляют о своих открытиях в области фотографии. Первый, француз Жак-Луи Дагер, объявил о своем методе – Дагеротипии – создании изображения на серебряных пластинах. Выдержки для дагерротипов нужны были колоссальные – по 8 часов, поэтому о репортажной съемке и портрете и не заикались, но уже спустя два года выдержка сократилась до 4 минут. Важно отметить, что дагеротипы отличались высочайшим качество в том, что касается детализации и тоновых переходов, но сама технология была очень трудоемкой, дорогостоящей, не мобильной, без возможности тиражирования. Несмотря на все это, фотография быстро завоевывает популярность – наборы Дагера продаются повсюду, открываются фотоателье, люди нескончаемым потоком стремятся сфотографироваться, запечатлеть себя.
Второй исследователь – англичанин Джон Тальбот – в том же 1839 году показал миру двухступенчатый процесс фотопечати, прозванный им Калотипией (греч. καλός — красивый, τύπος — отпечаток). Бумага обрабатывалась солями серебра, высушивалась и заряжалась в камеру – получался негатив, который потом прикладывался к такой же бумаге и засвечивался. Калотипия уступала дагеротипии в качестве (бумага в те времена была ужасной), но превосходила мобильностью, калотипы можно было тиражировать. Именно тогда и вошли в обиход термины «негатив» и «позитив», а ввел их англичанин Джон Гершель.
Гершель кроме этого сделал еще много полезного для фотографии, в частности – изобрел фиксаж. Кроме этого, он автор фотографического метода с красивым звучным названием цианотипия. Изначально он изобрел его, чтобы копировать собственные рукописи (фактически, ксерокопирования). В методе Гершеля использовались лимонноаммиачные соли серебра и красная кровяная соль. Технология цианотипии очень проста, возможно, поэтому уже в далеком 1843 английский биолог Анна Аткинс выпускает книгу с 424 цианотипами водорослей, которые она изучала. Цианотипы, однако, приходятся не всем по вкусу из-за своего ярко-синего оттенка с поэтичным названием «берлинская лазурь». Многие и по сей день утверждают, что портреты в синем цвете выглядят просто чудовищно.
В 1851 году Арчер изобрел мокро-коллоидный фотопроцесс. С этого самого момента фотография становится массовым увлечением. Арчер использовал, совместил, два открытия, сделанные другими людьми:
1) Изобретение нитроцеллюлозы (дымный порох)
2) Получение коллодия (раствор эфира, спирта и нитроцеллюлозы – использовалась до первой мировой войны как своеобразный пластырь).
Арчер установил, что коллодий задерживал на себе соли серебра. Он обрабатывал стеклянные пластинки коллодием, затем солями серебра. Полученное на стекле изображение можно тиражировать. Это позволило совместить дагеротипию и калотипию: изображения получались очень качественными, при том, что кол
лодий гораздо более чувствителен к свету. Таким образом, коллоидный фотопроцесс сделал возможным репортажную съемку. В частности отсняли серию фотографий, запечатлевающих галоп лошади, и установили, наконец, что в галопе, все-таки, есть стадия, когда лошадь парит над землей, оторвав от неё все четыре конечности. На технику Арчера снимали крымскую войну, вели репортажи военных действий в Египте. Технология, впрочем, была достаточно громоздкой: все оборудование по объему равнялось карете средних размеров. Сейчас все можно уложить на велик – полученная конструкция будет весить примерно 50 кг.
Коллоидный процесс позволяет добиться невероятно высокой степени детализации, ведь понятие «зерно» отваливается, если мы говорим о равномерном слое серебра на стеклянной пластинке.
Еще одним процессом стала платинотипия – применение солей платины вместо солей серебра. Техника эта характеризуется очень высокой фотоширотой и стойкостью, особенно хороша для богатых полутонами изображений.
Коллоидный процесс стал весьма популярным, так Льюис Кэролл и Виктор Гюго увлекались им и снимали иллюстрации к своим книгам.
И вот, в семидесятых годах появляется фотопленка, изобретается цветная фотография (братья Люмьер) и фотография выходит на массовый рынок. Если до этого фотография была делом профессионалов, то теперь ей занимаются также и любители. Дальше фотопечать шла по пути удешевления, убыстрения и коммерциализации.
Что касается сегодняшнего положения вещей, то в Америке есть несколько людей, занимающихся дагеротипией. Столь малая популярность связана с использованием цианистого калия и ртути в процессе закрепления изображения. Коллоидный же процесс нынче очень популярен благодаря своей легкости и доступности.