Этика рекламы: что можно, и чего нельзя

Этика рекламы: что можно, и чего нельзяСложно сказать точно, насколько велико воздействие рекламы на жителя современного мегаполиса. Но вне зависимости от точной цифры (если таковую и можно вычислить) несомненно, что это воздействие огромно. Сейчас любая вещь помимо своей основной функции приобретает дополнительную: она становится рекламоносителем. Что в этом плохого, собственно, спросите вы? Что такого? Реклама – благо. Она двигает вперед рыночную экономику, именно благодаря ей мы сейчас живем настолько комфортно, прогресс, экономическое процветание, да просто элементарное удовольствие – всем этим мы обязаны рекламе. Вы, конечно, правы, однако…

У рекламы есть и свои темные, отрицательные стороны, которые, хоть и не замалчиваются, но о которых не принято вспоминать, которые не принято обсуждать. Хотя, зря – ведь, как уже говорилось реклама это ведь массовая пропаганда товаров и услуг. То есть, ежедневно человек испытывает на себе колоссальное воздействие, призванное убедить его купить, воспользоваться чем-либо. Насколько безобидно такое воздействие?

Задача рекламы – побудить человека к действию. К какому действию? В 99%, исключая редкую на наших улицах социальную рекламу, это действие – купить. Давайте вдумаемся, ежедневно каждого из нас, меня, Вас, вашу жену, детей, убеждают покупать. Формирует ли такое воздействие на сознание некие модели поведения, стратегии? Если да, то какие? Ответ на этот вопрос я оставляю за читателем.

Единственный вид рекламы, который мне представляется честным это убеждение через рациональные доводы, перечислением преимуществ товара или услуги перед другими. То есть, реклама, обращающаяся к нашему рациональному мышлению. Но как часто мы встречаем подобную рекламу? Сейчас она, скорее, исключение.
Товары и услуги принято подкреплять и связывать с образами. Образами счастливой семьи, привлекательности, здоровья, богатства, популярности, успеха – всего того, к чему так стремиться тщеславный по своей природе человек. Как, например, подсолнечное масло связано с благополучием семьи? Могут ли спортивные кроссовки сделать здоровее их владельца? Могут ли новые часы сделать успешнее? Говорят, чего только не случается в современном мире – может, и могут?

Еще интереснее говорить о рекламе, апеллирующей к нашим сексуальным инстинктам. Каждый час и день наше половое влечение, желание стимулируется визуальными образами. Насколько положительно такая стимуляция влияет на психику? Не испытывает ли человек стресс и дискомфорт от чрезмерности своих влечений при отсутствии возможности их удовлетворить? А как подобное воздействие влияет на детей?

Иногда реклама, особенно молодежная, пропагандирует даже и не образы, а сразу лайфстайл – образ жизни. Живи быстро, активно, трать, покупай, богатей, будь успешен! Но давно известно, что, например, деньги делают счастливыми людей только до тех пор, пока с их помощью можно удовлетворить базовые потребности. Перешагнув через этот предел, они теряют свое «осчастливливающее» действие. Есть даже исследования о том, что сейчас в Америке люди постепенно расстаются с лишними вещами и отказывают себе в приобретении новых в пользу испытания новых ощущений, получения нового опыта.

Отдельно стоящий вопрос – правдивость рекламы. Дети, например, не могут понять и отличить правду от лжи, принимая все, что видят и слышат, за чистую монету. Но как часто то, что потребитель получает, соответствует тому, о чем говорила реклама?

Это лишь немногочисленные, самые важные вопросы. Думаю, любого, кто заботится о своем будущем и будущем своих близких, не может не волновать эта тема. Тем более, что на нашем сайте собрались профессионалы рекламной отрасли. Но, хорошо, допустим, мы признаем, что некоторые виды рекламы нужно запретить или ограничить их употребление, что же делать дальше? Как и что ограничить? Эта тема для размышлений и будущих статей.




Тэги:


 

Вход

Забыли пароль?