«Бумажная пресса умрет в ближайшие 20-30 лет», — таково, кажется, общепризнанное мнение среди профессиональных журналистов. Неужели же действительно через 30 лет исчезнут с лица России газетные и журнальные киоски?
Покрывало конца бумажной прессе услужливо расстелили цифровые технологи и, во многом, интернет. С появлением всемирной сети с самим понятием информации, её доставкой и потреблением начали происходить удивительные метаморфозы. Теперь, чтобы узнать последние новости из любой сферы, чтобы почитать газету или журнал нет никакой необходимости идти в газетный ларек, или даже спускаться к собственному почтовому ящику – теперь, чтобы прочитать нужный текст достаточно выйти в интернет и, вуаля: все, что угодно, на любой вкус и цвет.
Однако интернет-технологии выигрывают у бумажных не только в физической доступности. Если раньше читатель платил за то, чтобы узнать о том, что его интересует, то теперь все иначе. К чему платить, когда все то же самое можно получить бесплатно? Раньше цена журналов оправдывалась в том числе и стоимостью их печати. Теперь, когда печать можно фактически отменить (заменив ее цифровым аналогом), будут ли люди платить за «голые» тексты? Тем более что источников информации сейчас много, даже слишком много, и почти все из них предлагают свой контент бесплатно. Это, конечно, резко снижает стоимость информации (и качество, впрочем, тоже). С развитием пиратских способов копирования информации, с развитием технологий рерайта контент перестает быть уникальным и самоценным и превращается в повод «нагнать толпу», создать сообщество, комьюнити, чтобы дать там нужную рекламу.
Еще одним слабым местом «бумаги» по сравнению с «цифрой» является периодичность. Раньше, когда источников информации было мало, читатель готов был платить, читатель охотился, за подборкой самых актуальных новостей. Не существовало технологий непрерывной подачи сведений. Иначе говоря, слабое место бумажной прессы это ее периодичность. Возьмем ежедневную газету — так или иначе, раньше завтрашнего утра, когда она будет отпечатана, мы не узнаем ее новостей. Интернет же предлагает круглосуточную трансляцию вестей о самых животрепещущих событиях. В любой момент времени я могу оперативно получить информацию, да еще и к тому же из самых различных источников.
Доступность, бесплатность, постоянное обновление, мультиканальность цифровой информации – вот те «гвоздики», которые должны стать ключевыми в гробу печатных СМИ. Но так ли все просто, неужели бумажная периодика сдастся без боя? Есть много факторов, говорящих о том, что смерть наступит очень не скоро, а то и вовсе никогда. Начнем хотя бы с того, что интернетом сейчас пользуется около 10% россиян. Остальные ведать не ведают, что это такое. Во-вторых, основным фактором «выживания» печатной продукции является тот факт, что люди, в общем-то, любят держать журналы и газеты в руках. Они любят перелистывать глянцевые страницы, закладывать их – получают удовольствие от процесса, так сказать. Кроме того, что немаловажно. Считается, что контакт с напечатанной в журнале или газете рекламой эффективнее и приятнее для человека, нежели подобные контакты в сети, где люди зачастую просто ее игнорируют.
Так или иначе, несомненно, что в ближайшие десятилетие рынок бумажной прессы сократится, появятся новые технологические решения для СМИ, а множество журналов оцифрятся. Вспомним, в конце концов, что с появлением фотографии живописи предрекали скорую смерть, но, несмотря ни на что, живопись и по сей день живее всех живых, как форма изобразительного искусства. Возможно, с печатными СМИ вопреки всем предсказаниям произойдет тоже самое.